|
|
Воскресенское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
|
Церковь
Дата постройки: 1823.
Архитектор: .
Адрес: .
Проезд: На шоссе Шуя-Ковров (в 26 км от Шуи), у поворота на п. Савино.
|
|
|
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, 1-я четв. 19 в.
Стоит на открытом возвышенном месте в центре села, у пересечения главной улицы и дороги из Савина, проходящей мимо северного фасада церкви. Выстроена на месте прежнего деревянного храма в 1 823 г. из кирпича, стены побелены, перед боковыми портиками находятся белокаменные крыльца. Верхние ярусы колокольни разобраны. Характерная для провинциального зодчества церковь в традициях раннего классицизма, играющая важную композиционную роль в облике крупного торгового села. Симметричная осевая композиция образована двусветным основным четвериком и примыкающими к нему прямоугольным, со скругленными углами, алтарем и более широкой, почти квадратной трапезной. Вертикальная устремленность здания подчеркнута высокой главой (барабан состоит из двух восьмериков, нижний из которых - световой) на крутой изогнутой кровле и плоскостностью немногочисленных декоративных деталей.
Почти все поле каждого фасада занимают крупные филенки, обрамленные неширокими лентами выступающей кладки. Проемы первоначально не имели наличников; существующие штукатурные обрамления выполнены в 1870-е гг. Арочные входы трехосевых боковых фасадов четверика дополнены высоко поднятыми профилированными сандриками и декоративными свесами с расположенной между ними филёнкой; над сандриками - подобие горизонтального аттика, прорезанного вертикальными прямоугольными нишками. Во втором свете под боковыми окнами устроены рельефные доски со свесами, центральные окна здесь круглые.
В интерьере узкие диагональные грани сомкнутого восьмилоткового свода опираются на тромпы. В алтаре три окна, причем одно из них прорезано не в прямом отрезке северной стены, а в северо-восточном скруглении. Внутри трапезной два столба (поставленные по оси север—юг с небольшим смещением к востоку) с перекинутыми от них на стены арками поддерживают своды и делят пространство на более узкий средний проход и симметричные боковые помещения приделов с нишами в восточных стенах.
Масляная роспись сер. 19 в., сохранившаяся на своде, в барабане и фрагментарно на западной стене, - характерный пример монументальной живописи в духе классицизма.
Колорит росписи свода гармоничный; преимущественно использованы светлые, разбеленные тона, объединенные розовато-голубым цветом неба с облаками, служащими фоном для многочисленных фигур. Лотки здесь заняты большой символической композицией на слова "Хвалебной песни" Амвросия Медиоланского ("Похвала Новозаветной Троице"). В общем сюжете выделены "Новозаветная Троица" (восточная сторона), группа мучеников (западная), пророки и библейские цари (южная), апостолы (северная). Свод отделен от стен гризайльным карнизом с модульонами, на простенках в барабане написаны фигуры евангелистов. В центре западной стены, над порталом в барочном картуше - композиция "Страшный суд", редко встречающаяся в это время в росписи храмов.
Березин, Добронравов, 1889, с. 252-255; Токмаков, 1903, с. 44-45.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 216-218.
|
|
|
|
|